Корпоративный журнал Внешэкономбанка

Банк развития

Счастливое число

Ралли «Дакар-2015» стало триумфом «КАМАЗа»

В январе автогоночная команда «КАМАЗ-мастер» в 13-й раз выиграла престижное ралли «Дакар», причем в нынешнем году весь пьедестал заняли россияне. И хотя с момента завершения соревнований прошли считаные недели, уже примерно ясны планы «КАМАЗа». Успехи в спорте должны способствовать развитию автогиганта, участие в проектах которого, как и в судьбе команды «КАМАЗ-мастер», принимает Внешэкономбанк.

Чемпионы в тяжелом весе

Ралли-марафон «Дакар» проводится с 1978 года. Ранее гонка финишировала или начиналась в столице Сенегала – Дакаре, отсюда и ее название. В 2009-м марафон переехал в Южную Америку. Официально – из соображений безопасности. Неофициально – в погоне за зрелищностью, так как маршрут стал включать в себя высокогорные участки. И сами гонщики говорят, хотя пустынных этапов стало меньше, новая трасса сложнее. Например, в Южной Америке в горах иногда приходится ехать друг за другом «паровозом», а для обгона ловить «окна» возможностей.

Впрочем, где бы ни проходила трасса, «Дакар» – каждый раз интрига. А гонка-2015 с самого начала обещала побить рекорды по накалу страстей. Причем не только в традиционно высококонкурентных зачетах мотоциклов и внедорожников, но и в относительно стабильном классе грузовиков, где правит бал «КАМАЗ-мастер». Организаторы соревнований, стремясь усилить борьбу, сформировали требования, призванные сгладить преимущество российской команды. Так, проверенные двигатели ЯМЗ нужно было заменить на 16,5-литровые немецкие Liebherr, в результате чего автомобиль пришлось серьезно перестраивать. «Сердце поменялось, но дух остался», – заявил накануне марафона пилот Андрей Каргинов.

Двухнедельная гонка стартовала в Буэнос-Айресе, а в общей сложности спортсмены преодолели за 13 этапов порядка 9 тыс. км тяжелейшего южноамериканского ландшафта. Здесь было все: и аргентинское бездорожье, и непростая трасса в предгорьях Анд, и изматывающая чилийская пустыня. К гонке хорошо подготовились несколько сильных соперников – Iveco, MAN, Tatra, Ginaf и др. И это не говоря о новичке – перспективной команде «МАЗ» из Белоруссии. Так что конкуренция была серьезной.

По ходу соревнований многие отмечали, что «Дакар-2015» получился весьма необычным – очень быстрым и сложным с технической точки зрения. Несмотря на неудачи на старте (были даже аварии), российские экипажи сумели выбрать оптимальную скорость и триумфально завершить гонку. В итоге победителем марафона стал экипаж Айрата Мардеева – сына прославленного раллийного пилота Ильгизара Мардеева. Второе место заняла бригада Эдуарда Николаева, третье – Андрея Каргинова. Еще один гонщик «КАМАЗ-мастера» Дмитрий Сотников со своим экипажем стал пятым.


Уникальная команда

«КАМАЗ-мастер» – нетривиальное явление. Команда была создана в 1988 году, то есть почти под занавес истории СССР, а ее становление пришлось на суровые 1990-е. Когда «КАМАЗ» впервые вышел на старт ралли «Ельч» в Польше, он был чем-то вроде диковины и мало кто мог предположить, что видит перед собой звезду мирового автоспорта. Сегодня в команде «КАМАЗ-мастер», полностью сформированной из российских спортсменов, пять обладателей Кубка мира, 13 мастеров спорта международного класса. Это самый яркий состав за всю историю «конюшни». При этом руководит ею семикратный чемпион «Дакара» Владимир Чагин.

О причинах успеха в команде говорят охотно, называя в числе главных коллектив единомышленников, ориентированных на достижение общей цели. Всего в команде заняты 110 человек, все они сотрудники «КАМАЗа». Но на самом деле в процессе участвует еще больше людей и организаций. Например, подготовку гонщиков к высокогорному этапу вел Инновационный центр Олимпийского комитета России.

Однако тренировки нужны не только спортсменам, но и машинам. В этом году организаторы ралли устроили сюрприз – так называемый день без механика, когда даже дозаправка запрещена. Автомобили следовало подготовить к прохождению испытания, повысив запас прочности до уровня, исключающего серьезные поломки. Довести машины до ума помогает не только патронаж автозавода «КАМАЗ», но и помощь партнеров. Один из генеральных спонсоров – ВЭБ. Благодаря поддержке банка для гонщиков и членов команды «КАМАЗ-мастер» построен современный технический центр, на его площадках постоянно разрабатываются и совершенствуются новые узлы и агрегаты спортивных машин.


Окно в Америку

Однако поддержка чемпионов «Дакара» для ВЭБа не самоцель. «Мы спонсируем эту команду, но еще и вносим вклад в модернизацию самого «КАМАЗа», основанную на внедрении инновационных технологий. Для нас это двойная радость, когда мы видим, как «КАМАЗ» преображается, а команда занимает ведущие места», – заявил в недавнем интервью телеканалу «Россия-24» глава ВЭБа Владимир Дмитриев. Партнерство банка и «КАМАЗа» продолжается уже более 10 лет. И сейчас, например, реализуется совместный проект организации выпуска дизельных двигателей Cummins объемом до 40 тыс. единиц продукции в год. Общая стоимость проекта – 3,5 млрд руб., из них 1,7 млрд – средства ВЭБа.

«КАМАЗ-мастер» выполняет сразу несколько задач, содействующих развитию автозавода. Некоторые найденные в ходе подготовки к гонке решения после соответствующей адаптации вполне могут «пойти в массы». «Боевые» машины для «Дакара» изначально готовились на базе серийного грузовика модели «4310». В дальнейшем специально для гонок было построено несколько автомобилей, однако в 2007 году организаторы «Дакара» предъявили новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера 15 машин, то теперь – не менее 50. Поэтому вновь за основу спорткара была взята базовая модель – на этот раз «2326».

Кроме того, победы команды – это своеобразная реклама марки. «Важно показывать, что существует российский автопром, причем существует успешно», – считает Владимир Чагин. С таким подходом согласен первый зампред ВЭБа Андрей Сапелин. «У «КАМАЗа» устойчиво растет доля экспорта. Такие мероприятия, как «Дакар», – лучший способ утвердить бренд в создании потребителей», – говорит он. Всего по итогам прошлого года за рубеж было поставлено 6 тыс. готовых машин и сборочных комплектов деталей (это почти на 5% выше показателя предыдущего года). Основные рынки сбыта вне границ государств СНГ – это страны Африки и Латинской Америки, то есть как раз старая и новая вотчины «Дакара». Сейчас «КАМАЗ» рассматривает возможность открытия сборочного предприятия в Аргентине. «Мы добились того, что «КАМАЗ» здесь знают через спортивные соревнования», – говорит глава предприятия Сергей Когогин (его слова приводит корпоративная газета автозавода). Тем временем сама команда «КАМАЗ-мастер» начинает подготовку к новому старту. Составы экипажей «Дакара», а также технические детали машин традиционно оглашаются осенью. Но Владимир Чагин уже сказал, что революции ждать не стоит – скорее всего, представлять команду на ралли «Дакар-2016» будут те же экипажи, что принимали участие в нынешнем триумфальном для России марафоне. 



ГОНКА ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Конкурентная борьба на «Дакаре» высока: помимо российских «КАМАЗов» в марафоне участвовали четыре грузовика Iveco, семь – Tatra, 13 – MAN, три – «МАЗа», шесть – Ginaf, 13 – DAF, четыре – Renault, пять – Merсedes и два – Hino. И хотя наша команда считалась фаворитом, начало марафона было сложным. Эксперты отмечали, что из-за отмены в прошлом году по причине «плотного графика спортивных мероприятий» гонки «Шелковый путь», проходящей в России, «КАМАЗ-мастеру» не хватило соревновательной практики и времени для доводки машин.

НЕ ТОЛЬКО «КАМАЗ»

Развитие российского автоспорта на протяжении многих лет входит в спонсорскую программу ВЭБа. Помимо команды «КАМАЗ-мастер» поддержку получает ралли-рейд «Россия – Северный лес». Это снежная гонка, где спортсмены в тяжелых погодных условиях испытывают автомобили на прочность. Каждый раз соревнования проходят в разных регионах России, в нынешнем году их хозяйкой стала Карелия. Кроме того, банк является партнером команды VEB Racing. В этом году на ралли «Африка Эко рейс» в категории внедорожников она заняла призовое третье место, в категории мотоциклов – шестое. 


ВЕРНУТЬСЯ К ЛЕНТЕ