Корпоративный журнал Внешэкономбанка

Банк развития

Важное дело. Свое

Изменить отношение к малому и среднему бизнесу, помочь начинающим предпринимателям поверить в свои силы призвана новая социальная кампания, инициированная Внешэкономбанком.

«Подпишите», – говорит тоном, не терпящим возражений, девушка в деловом костюме и протягивает разрешение на открытие ателье. «Не лезь ты в это дело. Не твое это», – с досадой, но в то же время заботливо отвечает ей мужчине средних лет. Девушка уходит, хлопая дверью. Через пару секунд мы видим их дома; оказывается, эти двое – отец и дочь. У мужчины рвется рубашка. «Вот я, старый медведь! – кряхтит он. – Доча, починишь?» «Ну что ты, пап, это ж не мое», – отвечает ему девушка.

А вот другой ролик – «Смелость». В кадре мы видим двух промышленных альпинистов – этаких «людей-пауков», обитающих на стенах небоскребов. Они разговаривают о товарище, который открыл свое дело. Парни дивятся его смелости: бизнес – это ведь такой риск! Хотя сами каждый день рискуют уж точно не меньше друга-предпринимателя. Кстати, работа над этим роликом реально велась в экстремальных условиях. Съемки проходили зимой, на 55-м этаже башни «Империя» комплекса «Москва-Сити». Элемент, необходимый для подъема альпинистов по вертикальным перилам, замерз, пришлось менять его на новый. В опасных сценах снимались профессиональные каскадеры, заменившие актеров Дмитрия Дюжева и Артема Быстрова.

Эти ролики – часть социальной кампании в поддержку малого бизнеса, которую инициировал ВЭБ. Мини-фильмы сняла Киностудия ROCK Films известного кинорежиссера Алексея Учителя. Идея запустить кампанию с названием «Важное дело. Свое» возникла не случайно. По данным исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства», в России трудоспособное население практически не решается на личное дело: начинающих предпринимателей у нас менее 6%. Для сравнения, в Бразилии – более 17%, в Китае – 14%.

В чем же дело? По мнению экспертов, «корень зла» – в общественном мнении, которое особого доверия предпринимателям не высказывает. И дело не только в советском наследии, когда годами само понятие «предприниматель» вытравливалось из сознания, и не в шлейфе «лихих 1990-х» – в те времена всех бизнесменов считали почти преступниками. Нынешней весной на Госсовете рассматривался доклад о проблемах малого и среднего бизнеса. Его авторы провели мониторинг федеральных и региональных СМИ и с удивлением обнаружили, что порядка 50% публикаций о предпринимателях формирует их негативный образ.

Как полагают в ВЭБе, инициированная им кампания положит начало масштабному процессу формирования положительного отношения общества к тем, кто отважился на открытие своего дела. И одна из задач – донести до общества, что предприниматель – это не только торговец (а именно с торговлей у большинства ассоциируется малый и средний бизнес). Это человек, который строит свое дело в самых различных областях, вкладываясь в развитие производства, внедрение инноваций. Он делает нашу жизнь удобнее – за счет реализации своих идей. Создает новые рабочие места, платит налоги. Человек, способный вести собственное дело, – не «торгаш», не жулик, не «кулак». Наоборот, он – труженик, элита общества, опора экономики. В США и Японии, к примеру, малый и средний бизнес формирует свыше 60% ВВП, в России – пока лишь около 20%. Еще одна задача кампании – поддержать самих предпринимателей. В том числе тех, кто только стоит на пороге собственного бизнеса, размышляя, а стоит ли рисковать?

По стилю мини-фильмы «Важное дело.Свое» могут напомнить телевизионную серию «Русский проект» из середины 1990-х, продюсером которой был нынешний гендиректор Первого канала Константин Эрнст. Эти ролики стали пионером социальной рекламы в России. В них показывались сцены из жизни обычных жителей страны. И, конечно, затрагивались волновавшие тогда всех вопросы. Например, темы войны в Чечне («Я вернусь, мама»), отношений в семье («Берегите любовь»), связи поколений («Мы вас любим», «Помни о близких»), борьбы с вредными привычками («Продолжение следует», «Время собирать камни»), патриотизма («Это моя страна», «Все у нас получится»). В роликах снялась плеяда известных артистов. Многие и сейчас помнят «мужика в деревне» Алексея Булдакова, медсестру Галину Волчек, старика в метро Зиновия Гердта, часового на Красной площади Алексея Кравченко, Кристину Орбакайте, сыгравшую собственную мать Аллу Пугачеву в молодости, «семью космонавтов» Михалковых – Никиту, Татьяну и их младшую дочь Надю. Эти мини-фильмы были сделаны так ярко, что фразы из них, например «Дима, помаши рукой маме», «До дождя уберем?», «Это моя страна», стали крылатыми.

Серия «Важное дело. Свое» так же, как и «Русский проект», эмоционально насыщенна, создает нужное настроение и несет вполне понятное сообщение. Проект поддержали многие ведущие телекомпании страны, мини-фильмы транслируются на правах социальной рекламы на каналах «Россия 1», «Россия 24», НТВ, ТВЦ, Рен-ТВ, 5 канал, а также на региональных и муниципальных телеканалах более чем в 20 субъектах РФ.

Понятно, что одними только роликами весь комплекс проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, решить невозможно. Но развитие регуляторной среды, формирование институтов поддержки малого бизнеса, снятие административных барьеров – все эти нужные вещи могут быть неэффективны в случае, если у людей будет банально отсутствовать желание начинать свое дело.




ВЕРНУТЬСЯ К ЛЕНТЕ