Корпоративный журнал Внешэкономбанка

Банк развития

Азиатское притяжение

В сентябре во Владивостоке прошел первый Восточный экономический форум, где было представлено свыше 200 проектов в различных отраслях экономики. Часть из них сразу нашла партнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Дальний Восток – это одна треть территории России, а вместе с Восточной Сибирью – больше половины. Внушительны не только бескрайние просторы региона, разнообразие флоры и фауны, но и богатство недр. Еще в советское время геологи открыли здесь крупные месторождения нефти и газа, угля, золота, меди, алмазов, серьезные запасы металлов, фосфоритов урана, олова, плавикового шпата и других рудных и нерудных полезных ископаемых.

Дар земли

«Освоение территорий за Уралом началось в XVI веке и предполагалось, что эти земли – резерв и гарантия безбедного существования России в будущем. Пока имелись необходимые запасы в европейской части, незачем было масштабно разрабатывать и осваивать месторождения в отдаленном регионе. Сейчас времена меняются, – отмечается на сайте полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. – Регион через 10–20 лет станет центром экономической жизни России. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) идет мощный подъем экономики. Российский Дальний Восток в силу своего географического положения вовлечен в процесс сотрудничества с Китаем, Японией, Южной и Северной Кореей». Но для этого необходима конкурентоспособная экономика с новой структурой, в основе которой добывающие отрасли с прогрессивными технологиями глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов, а также развитые энергетика и транспорт. Сейчас в Якутии на условиях частно-государственного партнерства уже реализуется проект под названием «Комплексное развитие Южной Якутии». Наряду с государственными вложениями, инвестиции осуществляют такие компании как «Газпром», «ЕвразХолдинг», «РусГидро», «Управляющая компания «Колмар», «Атомэнергопром». Планируется, что здесь будет создан крупный промышленный район, связанный с использованием природного газа, апатитов, угля, железных, урановых руд. Ожидает освоения и северо-восток Республики Саха. В Томпонском, Усть-Майском и Оймяконском районах сосредоточена обширная зона цветных и редкоземельных металлов. Совместно с Магаданской областью предусматривается разработка Яно-Колымской золоторудной провинции, обеспечивающей получение до 100–120 тонн золота в год.

В Забайкалье ждет своего часа уникальное Удоканское месторождение меди, чьи запасы превышают 2,7 млрд тонн руды с высоким содержанием данного металла. Долгосрочные проекты затрагивают и Амурскую область: масштабные работы могут развернуться по Гербикано-Огоджинскому угленосному району, запасы которого оцениваются, по данным Федерального агентства по недропользованию, более чем в 2 млрд тонн.

А во время презентации Чукотского автономного округа в рамках Восточного экономического форума губернатор территории Роман Копин убеждал инвесторов, что промышленное освоение минерально-сырьевой базы здесь вполне может быть рентабельным.

Например, компании Barrik Gold Corporation, Polyus Gold International и Polymetal International, которые активно осваивают самый северный регион Дальнего Востока. Сегодня Чукотка ждет новых инвесторов, готовых осваивать ее природные богатства. Ведь например только в рамках развития Анадырской зоны Беринговского каменноугольного бассейна суммарные запасы угля составляют более 4 млрд тонн.


Дотянуться проводами

Залежи полезных ископаемых расположены в различных районах Дальнего Востока и Крайнего Севера. Для их эффективного освоения, транспортировки и переработки прежде всего необходимо «допитать» энергетику региона. Так, для развития экономики энергосистемам субъектов ДФО к 2025 году нужно более 4 ГВт новых мощностей, считают в ОАО «РАО Энергетические системы Востока» («РАО ЭС Востока»). Сейчас компания разрабатывает проекты сразу пяти объектов генерации. «Они станут вторым этапом модернизации энергетики ДФО, который начнется после завершения реализуемых сейчас проектов: Совгаванской и Благовещенской (вторая очередь) ТЭЦ, Сахалинской и Якутской ГРЭС-2, а также ТЭЦ «Восточная» во Владивостоке», – сообщили журналу «Банк Развития» в «РАО ЭС Востока» со ссылкой на заместителя гендиректора по стратегии и инвестициям холдинга Алексея Каплуна. Появление новых производств и территорий опережающего развития потребует строительства и сетевой инфраструктуры. Для освоения той же Яно-Колымской золоторудной провинции предполагается создание так называемого «кольца 220 кВ», объединяющего новые ЛЭП с действующими на направлении Колымская ГЭС – Ягодное – Берелех – Омчак – Усть-Омчуг. Проект предусматривает строительство трех линий электропередачи и подстанции «Омчак Новая», а также реконструкцию подстанций «Усть-Омчуг» и «Ягодное». Сектор электроэнергетики Дальнего Востока имеет значительный экспортный потенциал. В случае если будет построен подводный энергомост Сахалин – Япония, Россия сможет передавать японской стороне от 2 до 4 ГВт энергии, уточнили в «РАО ЭС Востока». Перспективными направлениями экспорта являются поставки в Китай. В первом полугодии 2015 года объем экспорта электроэнергии в КНР составил около 1,5 млрд кВт/ч. Другой восточный сосед России – Северная Корея – заинтересована в электроснабжении особой экономической зоны «Расон», расположенной на севере страны. А в случае потепления отношений на Корейском полуострове, станет возможна поставка электроэнергии и в Южную Корею.

Шелковый путь к Тихому океану

Еще одна услуга, которая может быть востребована азиатскими партнерами – транзит грузов. По мысли якутских властей, большие перспективы может принести развитие Северного морского пути. Регулярное движение вдоль северного побережья России станет важнейшим фактором не только освоения территории Крайнего Севера, но и ключевым звеном нового транспортного коридора, обеспечивающего кратчайший выход на рынки Европы и АТР по маршруту Мохэ (КНР) – Джалинда – Сковородино – Тында – Нерюнгри – Якутск – река Лена – Северный морской путь – порты российского Севера – порты Западной Европы. Для этого региональные и федеральные власти планируют завершить строительство железной дороги Нерюнгри – Томмот – Нижний Бестях (Якутск) и создать транспортно-логистический центр в районе Якутского речного порта.

В свою очередь власти Приморского края предлагают соседям короткий выход к Японскому морю через порты Восточный, Находка, Владивосток, Зарубино. Для северо-восточных провинций Китая такая логистика позволит не только оптимизировать маршрутизацию грузов и разгрузить порт Далянь, но и ускорить доставку товаров по ряду направлений за счет более коротких морских путей. Сегодня Пекин осуществляет проект возрождения Великого шелкового пути. Его продолжением к тихоокеанскому побережью могут стать международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и Приморье-2» «Уже проводились переговоры на этот счет. Созданы совместные рабочие группы: по МТК «Приморье-1» – с китайской провинцией Хэйлунцзян, по МТК «Приморье-2» – с провинцией Цзилинь», – проинформировал на пресс-конференции губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.

В 2015 году был принят Федеральный закон «О свободном порте Владивосток», – еще один шаг на пути развития транзитного потенциала региона. После принятия всех необходимых нормативных актов компании-резиденты этой территории получат упрощенный контроль при пропуске грузов и режим свободной таможенной зоны, что освободит оборудование, ввезенное через Владивосток, от пошлин и НДС. На пять лет планируется освободить резидентов от налогов на имущество и землю, ввести льготу по налогу на прибыль, ускорить возврат НДС и снизить отчисления во внебюджетные до 7,6%.

От самолетов до конфет

Конкурентные преимущества Дальнему Востоку также обещает создание территорий опережающего развития (ТОР). За счет значительного снижения налоговой и административной нагрузки в этих зонах государство предполагает стимулировать деловую активность.   Первые соглашения о создании ТОР были подписаны в начале августа по трем площадкам. Эти территории будут сформированы в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Надеждинском районе Приморья. ТОР «Хабаровск» общей площадью 716 га состоит из трех составляющих. Это промышленная зона в селе Ракитное, индустриальный парк «Авангард» и Хабаровский аэропорт. На их территории будут организованы высокотехнологичные производства, транспортно-логистический центр и агропромышленный комплекс, а в аэропорту появятся новые международный и грузовой терминалы. На сегодня ТОР «Хабаровск» имеет шесть якорных инвесторов.

Площадь ТОР «Комсомольск» – 218,9 га. Она также будет состоять из трех площадок. Главным инвестором на площадке «Парус» является ООО «Эпсилон-2» (входит в Группу компаний «Энергия»). Предприятие откроет производство деталей для авиации из стальных, алюминиевых и титановых сплавов. На площадке «Амурлитмаш» крупный региональный инвестиции привлекут местные «Инком ДВ» (компания специализируется на заготовке и переработке древесины) и «Невада-Восток» (крупная оптово-розничная торговая компания), которые намерены построить мультимодальный транспортно-логистический комплекс, а также известный своей продукцией «Приморский кондитер» (производитель кондитерских изделий), рассчитывающий благодаря режиму ТОР расширить производство.

В конце августа вышли постановления Правительства РФ о создании еще шести ТОР: «Беринговский» (Чукотский автономный округ), «Михайловский» (Приморье), «Кангалассы» (Якутия), «Приамурская» и «Белогорск» (Амурская область), «Камчатка» (Камчатский край). Суммарный объем частных инвестиций по этим зонам должен составить порядка 210 млрд рублей. Специализация территорий различна. Индустриальными парками должны стать «Кангалассы» и «Приамурская». В «Кангалассы» к 2018 году будут действовать 13 производств, в том числе по выпуску строительных, лакокрасочных материалов, изделий для жилищно-коммунального хозяйства. В «Приамурской» запланировано строительство завода по переработке цементного клинкера мощностью 142 тыс. тонн в год и НПЗ с ежегодной производительностью до 1,2 млн тонн дизтоплива. ТОРы «Михайловский» и «Белогорск» будут агропромышленной направленности. Там появятся свинокомплексы, комбикормовые заводы, мощности по глубокой переработке сои. ТОР «Беринговский» изначально создается для разработки месторождений каменного угля на Чукотке. Но заложенные в нем механизмы позволят со временем включить в эту зону производства по добыче и переработке природного газа и нефти в дизельное топливо и бензин. ТОР «Камчатка» предусматривает развитие двух основных специализаций: портово-промышленной и туристско-рекреационной. Как сообщили журналу «Банк Развития» в полпредстве ДФО, на данном перечне создание территорий опережающего развития не остановится. Появятся другие зоны с упрощенным режимом администрирования и льготами.

Восток для востока

У восточных регионов России есть все шансы повысить свою роль в обеспечении внешнеэкономических связей страны. Ведь экономика наших азиатских соседей, судя по данным Организации экономического сотрудничества и развития, растет в среднем на 5,5% в год. Это значит, что создав эффективную транспортную и энергетическую инфраструктуру на Дальнем востоке, Россия сможет выйти на перспективные рынки сбыта. А без них реализация большинства инвестиционных проектов не имеет смысла. Но для стимулирования инвестиций в Россию, рассказал на Дальне-восточном российско-корейском форуме в Хабаровске доктор Корейского исследовательского института по населенным пунктам (KRIHS) Хан У Сок, необходимо снятие существующих барьеров. Это не только устаревшая инфраструктура, но и сложные таможенные процедуры, уязвимость нормативно-правовых актов. «Корейский бизнес любит, чтобы все осуществлялось быстро, – подчеркивает эксперт.

Собственно, на улучшение инвестклимата и направлено создание территорий опережающего развития. При организации ТОР власти намерены сократить срок административных процедур до 3–10 суток, как в Сингапуре, процедур на таможне – до 3 часов, как в Южной Корее, а срок получения разрешения на строительство – до 26 дней, как в особых экономических зонах Китая. По заявлению директора департамента Восточной Европы и Центральной Азии Минкоммерции КНР Лин Цзи, прозвучавшем на встрече с представителями Минвостокразвития, российские инициативы выглядят амбициозными. «Мы ожидаем краткосрочного и долгосрочного эффекта для торговли и инвестиций. При нынешнем уровне развития экономики на Дальнем Востоке, при небольшом количестве населения эти задачи амбициозны. Но это важный фактор для привлечения инвестиций, прежде всего китайских», – сказал Лин Цзи. Для российской стороны «главное – не обмануть доверия и выполнить обещанное инвесторам», в свою очередь отметил замглавы Минвостокразвития Максим Шерейкин.

Что дает статус резидента ТОР
0% налог на прибыль, на имущество, на землю на первые 5 лет;

0% ввозные и вывозные таможенные пошлины;

0% НДС на импорт для переработки;

7,6% страховых взносов вместо 30% для инвестора первые 10 лет;
бесплатно получение земли и готовой инфраструктуры;
ускоренный порядок возврата НДС экспортера;
нет проверок без согласия Министерства по развитию Дальнего Востока;

«одно окно» для инвестора;

свободная таможенная зона;

упрощенный государственный контроль;

ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство, прохождение таможни.

Источник: сайт Министерства Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока.

Павел Усов

ВЕРНУТЬСЯ К ЛЕНТЕ