Корпоративный журнал Внешэкономбанка

Банк развития

МАКС: мертвая петля или новые горизонты

Несмотря на напряженный геополитический фон, прошедший в августе XII Международный авиационно-космический салон оказался прорывным по многим направлениям. Взять хотя бы тот факт, что стоимость заключенных здесь соглашений превысила 350 млрд рублей. В том числе при участии Внешэкономбанка были подписаны контракты на поставку за рубеж лайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100).

Международный авиационно-космический салон (МАКС) – одно из крупнейших авиашоу мира, интересных как специалистам отрасли, так и простым зрителям. Он проводится каждые два года в подмосковном городе Жуковском. В этот раз авиасалон посетили 404 тысяч участников и гостей – это больше, чем было в 2013 году, когда на МАКС пришли 350 тысяч человек. Не подвела и погода. Два года назад из-за дождя и ветра зрители покидали смотровую площадку, не дожидаясь окончания программы, а возле пропускных пунктов образовывались очереди из гостей. В этот раз светило солнце, и ни профессионалам, ни рядовым поклонникам авиации ничто не мешало увидеть все летательные аппараты, участвовавшие как в пилотажной программе, так и в статической экспозиции. Тем более, там было на что посмотреть. Хотя салон лишился ряда участников, он, по оценке экспертов, по-прежнему является одним из главных авиафорумов мира.

Малышка на миллиард

Участников и гостей мероприятия приветствовал лично Президент Российской Федерации Владимир Путин. По его словам, авиасалон в Жуковском был и остается важным для отрасли событием вне зависимости от текущей политической конъюнктуры. «Убежден, что МАКС, как и прежде, будет служить эффективной площадкой для экспертного общения, для развития производственной кооперации и для поиска новых партнеров. Отмечу, что в рамках нынешнего форума будет заключен ряд серьезных соглашений, в том числе речь идет о поставках нашего современного самолета SSJ 100», – заявил российский лидер.

Именно этот лайнер, ориентированный на рынок ближнемагистральных перевозок, стал главным героем авиасалона. Как сообщил журналистам заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Богинский, в общей сложности на МАКС-2015 были заключены контракты на SSJ 100 более чем на $1 млрд. Так, «Государственная транспортная лизинговая компания» подписала контракт на поставку 32 самолетов SSJ 100 с производителем – компанией «Гражданские самолеты Сухого». С учетом опциона еще на 28 лайнеров этого типа стоимость сделки превысила 130 млрд рублей.


Еще один документ – меморандум о сотрудничестве, подписанный ВЭБом, «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК), компаниями «Гражданские самолеты Сухого» и SuperJet International, – позволит поставить десять самолетов SSJ 100 для одной из крупнейших авиакомпаний Мексики – Interjet. В контракте будет использована кредитно-лизинговая схема, в которой задействована «дочка» Внешэкономбанка – «ВЭБ-лизинг». Перед отправкой финальному заказчику самолеты пройдут кастомизацию в центре SuperJet International в итальянской Венеции. Сумма сделки не раскрывается, но известно, что каталожная стоимость десяти самолетов составляет $350 млн.

Во флоте мексиканской Interjet уже есть лайнеры SSJ 100, и глава авиакомпании Хосе Луис Гарса называет их «лучшими в своем классе». Поставка на экспорт первых судов также была осуществлена при финансовой поддержке ВЭБа. Эту сделку в конце августа на встрече с Владимиром Путиным глава Банка развития Владимир Дмитриев назвал «прорывной». «Там контракт на 20 самолетов, они летают не только в самой Мексике, но и в других странах. И клиенты довольны, и машина подтвердила свою надежность, хорошие ходовые качества и приличную экономику», – сказал он.

Положительный опыт эксплуатации лайнера способствует росту интереса к SSJ 100 не только в России, но и за рубежом. Так, на МАКС-2015 стало известно, что ВЭБ и лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) собираются профинансировать поставки SSJ 100 на европейский рынок. Кроме того, рассказал Андрей Богинский, на салоне лайнером заинтересовались представители Ирана, а в будущем речь может идти об экспорте «десятков машин».

Андрей Богинский также напомнил, что продолжается предконтрактная работа по поставкам самолетов SSJ 100 через совместную российско-китайскую лизинговую компанию в Китай. О ее создании в начале мая в рамках визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию договорился консорциум инвесторов, в который вошли Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), «Гражданские самолеты Сухого», ОАК, Комитет по управлению Новой области Сисянь (КНР), а также компания New Century International Leasing. Здесь объем поставок, заявил Андрей Богинский, может составить100 самолетов. РКИФ учрежден Российским фондом прямых инвестиций (РПФИ, дочерняя структура ВЭБа) и China Investment Corporation. «Совместные инвестиции партнеров позволят создать эффективную лизинговую платформу, которая поможет продвигать SSJ 100 не только в КНР, но и на всем азиатском рынке», – рассказал об этом механизме Кирилл Дмитриев, глава РФПИ и генеральный со-директор РКИФ.

Не только «Сухой»

Впрочем, сложно говорить, что все события на МАКС-2015 касались только SSJ 100. Например, Росэксимбанк, входящий в Группу ВЭБ, заключил соглашение с «Ильюшин Финанс Ко.» об организации финансирования поставок самолетов в Республику Куба. Стоимость сделки оценивается в $70 млн. Ранее ИФК уже осуществляла поставки самолетов на Кубу, например пассажирских лайнеров ИЛ-96 и Ту-204. Общий объем поддержанных за последние десять лет Росэксимбанком экспортных контрактов ИФК превысил $55 млн, а сумма предоставленных госгарантий – $600 млн.

Еще одно соглашение о сотрудничестве ВЭБ заключил с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С. Королева. На МАКС-2015 стороны договорились об установлении стратегического партнерства по реализации проектов и программ, направленных на модернизацию и развитие российского ракетно-космического комплекса. Также ВЭБ и «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в «Ростех») подписали кредитное соглашение на 842 млн рублей. Эти средства будут направлены на реализацию двух проектов: реконструкцию испытательного стенда самарской компании «Кузнецов», где будут проводиться квалификационные тесты двигателей для бомбардировщика Ту-160, и базы «Уфимского моторостроительного производственного объединения» для производства компонентов двигателей ВК-2500. Эти силовые установки необходимы для новейших российских военных вертолетов двух типов – Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28 «Ночной охотник».

Важным документом, подписанным на МАКС, стало соглашение о сотрудничестве, которое заключили правительство Иркутской области, ОАК, «Научно-производственная корпорация «Иркут» и Федеральный центр проектного финансирования (Группа ВЭБ). Оно касается управления машиностроительным кластером, который создается в Иркутской области. В него войдут центр инжиниринга, центр сертификации и испытаний и центр субконтрактации. Ключевым звеном кластера станет корпорация «Иркут», которая занимается созданием «Магистрального самолета XXI века» – МС-21. Этот среднемагистральный пассажирский лайнер должен прийти на смену отработавшему свой ресурс парку советских Ту-154, Ту-154БМ и их западных аналогов.

От транспортника до поисковика

В ходе авиасалона в Жуковском, естественно, не обошлось без новинок. В частности, состоялась российская премьера пассажирского лайнера A350 от ведущего европейского авиапроизводителя концерна Airbus. Зрителям был продемонстрирован показательный полет первого опытного образца этого дальнемагистрального самолета. Он разработан для замены авиалайнеров A330 и A340 и сможет работать на маршрутах протяженностью до 15 тысяч км (таково расстояние, например, от Москвы до Сиднея). На сегодняшний день этот самолет является самым бесшумным и экономичным в своем классе.


Как и в предыдущие годы, одной из главных тем салона стала военная авиация. Публика смогла увидеть целый ряд громких премьер. Помимо экспортной версии вертолета Ми-28 «Ночной охотник», созданной холдингом «Вертолеты России», был представлен вертолет корабельного базирования Ка-52К, а также послуживший основой для этой машины Ка-52 «Аллигатор».

На стендовой экспозиции внимание специалистов привлек представленный «ОКБ им. Яковлева» опытный образец учебно-боевого самолета Як-130 в конфигурации легкого штурмовика. Он оборудован лазерным целеуказателем, позволяющим работать на сильно пересеченной местности (например, в горах).

На выставке демонстрировался также представленный ОАК тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А, который выпускается для Минобороны России. Он может поднимать в воздух до 60 тонн груза и совершать беспосадочные перелеты дальностью 4 тысяч км (это больше, чем расстояние от Москвы до Красноярска). Кстати, лайнеру на МАКС было присвоено имя Виктора Ливанова. Он многие годы был генеральным конструктором «Авиационного комплекса им. Ильюшина» и способствовал возрождению производства Ил-76-МД-90А. Сразу после салона «Виктор Ливанов» отправился «на службу» в ивановский Центр боевого применения и переучивания летного состава. Однако представители ОАК заявили, что планируют найти покупателей и на гражданскую версию лайнера, работа над которой уже началась.

Кроме того, посетители МАКС смогли увидеть уникальный самолет-лабораторию для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости Ил-76МДК и еще одну «лабораторию» – Ил-114 с бортовым поисково-прицельным комплексом «Касатка». В России всего три таких машины, а в мире – пока ни одной. Комплекс «Касатка» позволяет оперативно привязывать радиолокационную «картинку» к карте местности и тем самым выполнять большой объем не только военных, но и поисково-спасательных операций. Самолет во время демонстрационного полета над аэродромом в Жуковском в режиме реального времени вел трансляцию с «поисковика» прямо на стенд производителя.

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» на МАКС-2015 впервые показала натурный образец многофункционального истребителя пятого поколения «проект 1.44». Также на салоне экспонировались натурные образцы комплексов радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного противодействия, авионика для самолетов и вертолетов, кабина тренажера самолета МиГ-31КБ от крупнейшего российского радиоэлектронного холдинга КРЭТ (входит в Государственную корпорацию «Ростех»). Всего свыше 450 разработок.

Тренажеры на МАКС в этом году представили не только представителями России. Так, крупнейший европейский 3D-проектировщик Dassault Systemes из Франции привез в Россию тренажер, позволяющий потренироваться в посадке самолета на авианосец в открытом море.

Единственный в своем роде

Несмотря на сложную геополитическую обстановку, ведущие мировые компании и корпорации сохранили свое участие в салоне. Бросалось в глаза, конечно, отсутствие на МАКС официального представительства ближайшего соседа – Украины. Зато заметно увеличился интерес к салону со стороны азиатских партнеров. Например, китайские компании были представлены как никогда широко – национальная экспозиция Поднебесной выросла почти втрое по сравнению с прошлым салоном. Всего же на площадке в Жуковском разместились 156 иностранных фирм и корпораций из 30 государств. Как сообщила Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, европейский сегмент салона представили компании из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Чехии и Швейцарии. Были и участники из Америки. В ходе авиасалона старший вице-президент «Boeing – Коммерческие самолеты» Мартин Бентротт признался, что «Россия есть и останется очень важным рынком» для компании. Он отметил «огромные подвижки в развитии авиационной инфраструктуры» и спрогнозировал бурный рост спроса на авиаперевозки в России и государствах СНГ. «Я люблю МАКС. Это большой авиасалон, очень вдохновляющий, с потрясающей летной программой. И для Boeing честь быть частью такого великолепного авиасалона. МАКС, по моему мнению, салон, абсолютно сопоставимый с Ле Бурже или Фарнборо», – заявил он.

В этом году зрители МАКС смогли увидеть уникальную летную программу, в которой приняли участие 90 летательных аппаратов. Наряду с показательными выступлениями знаменитых «Русских Витязей» и «Стрижей» впервые показала себя новая российская пилотажная группа «Крылья Тавриды». Кроме того, в небе Жуковского свое мастерство продемонстрировали пилотажные группы «Русь», «Соколы России», «Беркуты», «Первый полет» и гости из Латвии – Baltic Bees. В рамках статической экспозиции было представлено 133 летательных аппарата, включая 21 воздушное судно Воздушно-космических сил России.

«Я бывал на многих авиасалонах, но лучшей летной программы, чем на МАКС не было, нет и, я надеюсь, не будет. Благодаря авиасалону в Жуковском мы увидели, что у нас в стране живы и существуют высокие технологии, причем суперсовременные, уникальные и передовые», – отметил главный редактор отраслевого портала Avia.ru Network Роман Гусаров. Он признал, что в условиях санкций в экспертном сообществе были опасения, что иностранные компании не приедут в Россию, однако этого не произошло. «Крупнейшие мировые производители техники присутствовали на этой выставке. И американский Boeing, и европейский Airbus, и канадский Bombardier – все компании были. Как говорится, бизнес есть бизнес, и все прекрасно понимают, насколько им важен российский рынок, никто не собирается уходить», – сказал Роман Гусаров.

Он уверен, что на сегодняшний день МАКС – это главная площадка, на которой Россия презентует всему миру свои достижения в области авиации, ракетостроения, в сфере высоких технологий. «В Жуковском Россия показывает то, что не показывает никто и нигде. Без преувеличения можно сказать, что это витрина наших достижений и площадка для интенсивных переговоров и выработки будущих деловых отношений», – резюмировал эксперт.

Михаил Белый

ИТОГИ МАКС-2015

878 участников из России и 30 стран мира

103 официальные делегации из 65 государств

50 конференций и круглых столов

404 000 посетителей


ВЕРНУТЬСЯ К ЛЕНТЕ