Корпоративный журнал Внешэкономбанка

Банк развития

Чувство свободы

Анастасия Нифонтова из команды VEB Racing – самая знаменитая мотогонщица России. В прошлом году она завоевала титул чемпионки мира по ралли-рейдам, а в начале нынешнего года, несмотря на травму и проблемы с техникой, финишировала в марафоне Africa Eco Race, во второй раз подряд одержав победу в женском зачете «традиционного» африканского Дакара. О своей спортивной карьере, участии в команде VEB Racing и планах на будущее Анастасия рассказала в интервью журналу «Банк развития».

Вы пробовали себя во многих видах спорта – это и фигурное катание, и лыжи. Но почему выбор все-таки пал на мотоспорт?

Мотоциклы мне всегда нравились, и первый я получила в подарок от родителей на 16-летие. До меня в семье мотоспортом никто не увлекался. Мама, конечно, сначала была против, но потом сдалась. Мой первый байк был марки «Тула» – это такой маленький мотоцикл на толстых колесах, предназначенный для езды по бездорожью. Родители мне поставили условие, что я не буду выезжать на дороги общего пользования. Собственно, так все и началось. Кстати, я и сейчас по городу передвигаюсь только на автомобиле.


Что привлекает в мотоспорте?

Наверное, в первую очередь элемент состязания и адреналин. Кроме того, мотоцикл дает чувство свободы: там, где автомобиль ни при каких обстоятельствах не проедет, мотоцикл пройдет легко.

Помните свою первую гонку?

Конечно, помню. Это был 1999 год, чемпионат России по ралли-рейдам Баха-Селигер. Я была единственной девушкой в категории «мото» и, если честно, тогда на мотоцикле еще недостаточно хорошо ездила. А трасса там довольно необычная – порядка 360 км вокруг озера и много песчаных дорожек, по которым непросто ехать. Тем не менее я финишировала, была очень горда этим. На удивление даже не последняя приехала, кого-то смогла обогнать.

Вы выступаете под номером 13, а многие считают это число несчастливым…

Для меня, наоборот, это счастливое число. Так получилось, что на той гонке в Селигере организаторы поначалу отнеслись ко мне скептически и вообще не хотели принимать в участники девушку на мотоцикле. А потом, когда они сдались, «свободным» остался только 13-й номер, и как такового выбора у меня не было. Я подумала, что не буду обращать внимания на предрассудки, и взяла его. Так под ним до сих пор и живу, привыкла и что-то менять совсем не хочется.

А когда была первая победа?

Смотря что понимать под словом «победа». Дело в том, что в нашем спорте совсем не много девушек. Поэтому первое попадание на подиум у меня было сразу, как только я начала заниматься мотокроссом. С 2006 года я стала участвовать в этапах чемпионата России по мотокроссу, там как раз были женские заезды, и начала попадать в тройку призеров. Тогда, наверное, начались мои первые победы в мотоспорте.

Потом я стала участвовать в соревнованиях по эндуро и супермото, там девушек вообще не было. Но в чемпионате России по супермото был класс профессиональных гонщиков и класс любителей. Вот в любителях по итогам сезона, а это восемь сложных этапов, я заняла третье место в общем с мужчинами зачете. Это, мне кажется, была серьезная победа, несмотря на то что третье место.

За свою карьеру Анастасия Нифонтова входила в тройку сильнейших сразу в пяти видах гонок: мотокроссе, эндуро, кросс-кантри ралли, шоссейно-кольцевых гонках и супермото. У каждого из них есть свои особенности:

Мотокросс: гонка по специально подготовленной грунтовой замкнутой трассе с искусственными препятствиями.
Эндуро: гонка по пересеченной местности по линейной или замкнутой трассе длиной до 200 км с использованием естественных, природных препятствий (бревна, овраги, подъемы, спуски).
Кросс-кантри ралли: многодневная гонка по пересеченной местности на большие расстояния с элементами навигационного ориентирования. Также в часть маршрута включены участки, где спортсмены перемещаются как обычные участники дорожного движения. В день спортсмены могут преодолевать от 200 до 1000 км. Гонки проходят от двух до 30 дней (марафоны).
Шоссейно-кольцевые гонки: гонки по асфальтированной трассе, образующей замкнутый маршрут.
Супермото: гонки на трассах с комбинированным покрытием. Часть трассы проходит по грунту (как мотокросс), часть по асфальту (как шоссейные гонки).

Как вы попали в команду VEB Raсing?

В VEB Raсing я попала благодаря лидеру команды, пилоту Антону Григорову, который пригласил меня. В ралли-рейдах для меня это первый опыт участия в команде. Поддержка Внешэкономбанка много для нас значит. В первую очередь это финансовая помощь. Профессиональный авто- и мотоспорт – это достаточно дорого. Одна только доставка техники на гонку в Африку и обратно стоит немалых денег, а еще есть расходы на сами мотоциклы и машины, запчасти к ним, технический персонал и т.д. Конечно, есть спонсоры, которые поддерживают поставками продуктов. Например, это поставщики масла и другой мотоциклетной химии, необходимой для техобслуживания. Все это тоже очень важно и нужно, но все же именно помощь такого партнера, как ВЭБ, дает команде уверенность в завтрашнем дне, возможность ставить перед собой амбициозные задачи и работать над их решением. Полностью раскрыть свой потенциал и стать чемпионкой мира я смогла только благодаря такой мощной поддержке.

VEB Racing – гоночная спортивная команда, объединяющая как профессионалов, так и любителей авто- и мотоспорта. Она была образована в 2009 году пилотом Антоном Григоровым и уже в 2011-м получила первый большой трофей, покорив международное ралли «Шелковый путь». В прошлом году участие в марафоне Africa Eco Race принесло команде VEB Racing двойной подиум – победу мотоциклистки Анастасии Нифонтовой в женском зачете и бронзу Антона Григорова в категории джипов. Также в составе команды Анастасия Нифонтова стала первой в российской истории чемпионкой мира по кросс-кантри ралли в женском зачете. В общем зачете с мужчинами по итогам сезона она стала 13-й из 152 участников.


Прошлый год был удачным для вас – вы выиграли мировое первенство по ралли-рейдам, поднялись на подиум Africa Eco Race. Но ведь спорт – это не только победы, но и испытания. Как вы преодолеваете их?

Сложные моменты в жизни случаются, например, когда техника подводит. Вот на завершившемся недавно марафоне Africa Eco Race 2016 восемь этапов я шла в тройке лидеров в общем зачете с мужчинами, у меня был хороший задел по времени, я могла абсолютно уверенно претендовать на попадание в число призеров на финише в Дакаре. Но на девятом этапе подвел мотоцикл, сломалось сцепление. Пришлось остановиться на трассе, мотоцикл эвакуировали, а я получила большой штраф по времени и уже не могла бороться за призовое место. В итоге все, чем пришлось довольствоваться, – 1-е место среди женщин и 11-е в общем зачете. Но это совсем не то, на что я и моя команда рассчитывали изначально.

Это большое разочарование, но спорт есть спорт. Тем более спорт, связанный с применением техники. Этап, на котором подвел мотоцикл, – это песчаные дюны. Сцепление в песке сгорает очень быстро и неожиданно, ничьей вины тут нет, такое случается. Да и сам мотоцикл был уже не новый, я на нем проездила целый сезон чемпионата мира, видимо, пришло время. К сожалению, не все получается диагностировать, видимо, что-то недоглядели, и в итоге машина сломалась. Будем делать выводы.

Это неприятный инцидент, но Africa Eco Race – одна из главных гонок года. Каковы общие впечатления от этого состязания?

Как обычно, все очень понравилось. Хотя нынешний марафон был сложнее, чем в прошлом году, о чем говорят все участники. Были сложные спецучастки, 370 км пути мы ехали около восьми часов. Реально были тяжелейшие условия: не только песок, но и камни. Когда приезжаешь на финиш таких участков, то появляется достаточно большое чувство удовлетворения, что просто смог справиться с такой тяжелой трассой. Поэтому от гонки в целом впечатления примерно такие же, как и год назад. Что смогла ее преодолеть, это уже здорово, но также серьезно смогла заявить о себе, прилично напугав соперников мужчин.

«Традиционный» Дакар

Ралли-марафон Africa Eco Race проходит по маршруту классического африканского Дакара (сама легендарная гонка с 2009 года переехала в Южную Америку). За две недели пути и 12 этапов состязаний спортсмены преодолевают более 6 тыс. км дистанции, следуя из Франции через Испанию, Марокко, Мавританию в Сенегал к берегам Розового озера в городе Дакар. В прошлом году Анастасия Нифонтова впервые покорила Africa Eco Race, показав лучший результат в женском зачете и шестой – в классе 450сс среди мужчин. В этом году были надежды на попадание в топ-3 в общем зачете, но проблемы с техникой на девятом этапе, а также падение и травма на финальном 11-м перечеркнули все планы. Тем не менее Анастасия Нифонтова финишировала, показав лучший результат среди женщин.

А каковы ваши планы на будущее?

Если говорить о долгосрочных планах, то есть мысли открыть детскую мотошколу. Мне кажется, что это может быть интересным проектом, потому что сейчас много людей обращается ко мне и говорят, что хотят учиться. Если честно, мне тоже уже хочется делиться своим опытом. Но это такие глобальные планы. А если говорить о планах на текущий год, то здесь многое, конечно, зависит от ситуации в команде, поддержке ВЭБа. Если все будет хорошо, то мы планируем вновь принять участие в этапах чемпионата мира, еще раз подтвердить свое лидерство в женском зачете и подготовиться к новому марафону в начале следующего года. Только пока окончательно не определено, что за гонка это будет – Africa Eco Race или Дакар в Южной Америке. С одной стороны, есть желание попасть в тройку призеров Африки Рейс, с другой – хочется вписать свое имя в историю и стать первой в истории россиянкой – участницей американского Дакара. Нужно все взвесить, поставить перед собой задачу и стараться получить результат.

Мария Богородская




ВЕРНУТЬСЯ К ЛЕНТЕ