Корпоративный журнал Внешэкономбанка

Банк развития

Окно роста

В России создается новая система поддержки экспорта.

В середине мая правительство внесло в Госдуму проект представленных Минэкономразвития поправок в закон «О банке развития», которыми регламентируется работа единого центра поддержки экспорта. Новая структура создается ВЭБом, в ее ведение переходят Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк), уже работающие по программам финансовой поддержки экспорта. Однако центр наряду с этим направлением будет развивать инструментарий нефинансовой помощи. Он будет взаимодействовать с госструктурами, являясь для бизнеса, по сути, «единым окном» для решения большинства вопросов.

Платформа для экспорта

Во многих странах расстались с иллюзией, что производители сами справятся с задачей по расширению своего присутствия на зарубежных рынках. По данным, которые приводит Институт Гайдара, в сумме государственное финансирование экспорта только в посткризисный период в мире составило порядка 282 млрд долл. Примерно треть этого объема проходит через национальные институты – экспортные кредитные агентства.
Однако помимо финансовых мер содействия вывозу национальной продукции (льготное кредитование, страхование сделок, предоставление гарантий и т.д.) все более активно применяется нефинансовый инструментарий (лоббирование интересов экспортеров, консалтинг, сопровождение сделок). Например, в США важнейшую роль играет коммерческая служба в составе министерства торговли, которая занимается продвижением и защитой интересов американских компаний на зарубежных рынках, оказывает информационные и консультационные услуги, организует различные выставки.

Аналогичные по сути механизмы действуют и в других государствах. Так, с целью продвижения национальных товаров на мировом рынке правительством Бразилии еще в 2003 году было учреждено Агентство по поощрению экспорта и инвестиций (APEX-BRASIL). К сегодняшнему дню оно организовало работу крупной сети международных бизнес-центров (в США, Евросоюзе, России, Китае, ОАЭ, Анголе, Кубе), которые являются платформой для выхода бразильских компаний на зарубежные рынки.

Стимулом для развития институтов поддержки экспорта для правительств многих стран стал глобальный экономический кризис конца нулевых. Например, в 2009 году в результате слияния организации «Инвестируй в Германию» и Федерального агентства по поддержке внешнеэкономической деятельности появилось Общество по содействию внешней торговле и инвестициям (GermanyTradeandInvest, GTAI). Оно стало играть в Германии ведущую роль в блоке мер информационно-консультационной поддержки экспорта. Одной из ключевых функций GTAI является сбор, анализ и распространение, в том числе за плату, информации, относящейся к сфере внешнеэкономической деятельности. На регулярной основе им проводится детальный анализ состояния, тенденций и перспектив развития отдельных стран и отраслей промышленности, данных об инвестиционных и кооперационных инициативах потенциальных иностранных партнеров, о проводимых за рубежом закупках.

Девять «важных» бумаг

У российских экспортеров после распада СССР системной поддержки не было почти два десятилетия. Когда в тяжелые 1990-е правительство де-факто отказалось от помощи предприятиям авиа- и судостроения, энергетики, «оборонки» и другим прежним лидерам внешнеторговой деятельности, то они столкнулись с дефицитом не только ресурсов, но иногда и знаний для самостоятельной работы на зарубежных рынках. Снять барьеры не помогли и первые инструменты помощи, заработавшие в 2000-х, после принятия концепции развития государственной поддержки экспорта.

Не секрет, что отечественным производителям все еще сложно выйти за рубеж. В разделе «Международная торговля» рейтинга DoingBusiness Всемирного банка Россия занимает 155 место из 189 возможных. Среднестатистической компании для отправки стандартного контейнера с экспортной продукцией потребуется оформление девяти документов, 21 день на прохождение всех процедур и порядка 2,4 тыс. долл. В Китае – восемь бумаг, 21 день, но всего 823 долл. А в стране, находящейся на первом месте рейтинга, – в Сингапуре – достаточно трех документов, шести дней и 460 долл.



Развитие экспорта как одна из мер, способствующих выводу экономики на траекторию развития, обсуждается в России давно. В последние годы в стоимостном выражении продажи отечественных товаров за рубеж росли, что позволило увеличить долю страны в мировом экспорте товаров и услуг до 2,6% в 2013 году с 1,4% в 2000-м (данные Минэкономразвития). Россия закрепилась в группе ведущих экспортеров, занимая места примерно на одном уровне с Великобританией и Италией. Однако, несмотря на локальные успехи (пример – продвижение авиалайнера SukhoiSuperjet 100 на рынке Южной Америки), настоящего прорыва пока добиться не удалось. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) и Минэкономразвития, около 70% всего экспорта стабильно обеспечивает продукция топливно-энергетического комплекса. Еще порядка 15% «закрывают» иные сырьевые товары и результаты их первичной переработки.Соответственно, наращивание несырьевого промышленного экспорта все еще остается одним из приоритетов. Это предусматривает в качестве одной из мер антикризисный план правительства, направленный на стабилизацию ситуации в экономике и достижение устойчивых показателей роста.

Перестройка системы

В прошлом году, после двукратного обвала цен на нефть, тема развития промышленного экспорта начала очень часто звучать в экспертных дискуссиях. Сейчас, по мере стабилизации ситуации на сырьевом рынке, об этом стали говорить реже. «Получив очередную «дозу» (восстановление нефтяных котировок), мы стараемся забыть «ломку», через которую прошли в середине зимы. Делаем вид, что все наладилось. Но ничего не изменилось», – считает сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик, отмечая необходимость развития несырьевого экспорта.

Причем дело не только в конъюнктуре нефтяного рынка. Ранее, когда российская экономика демонстрировала рост, вопрос экспорта для многих производителей не стоял, поскольку они были полностью ориентированы на потребности отечественного рынка. Теперь внутри страны спрос сжимается, соответственно, необходимо расширение географии работы. Государство со своей стороны, как считает Алексей Репик, должно сделать по направлению к экспортерам несколько шагов. Первое – упрощение прохождения экспортных процедур, являющихся серьезным препятствием для многих, особенно субъектов малого и среднего бизнеса. Второе – создание единого оператора по поддержке экспорта, системы «одного окна». Третье – организация дешевого и оперативного финансирования внешнеэкономической деятельности компаний. «Один из вариантов решения этой проблемы – расширение возможностей ВЭБа», – отмечает Алексей Репик.

В апреле правительство приняло новую редакцию разработанной при участии Агентства стратегических инициатив «дорожной карты» по поддержке экспорта. «Цели остаются прежними: создать благоприятные условия для наших компаний, которые работают в секторах несырьевого экспорта. Важно развить инфраструктуру поддержки. Для этого в новую редакцию «карты» включены меры, которые позволяют максимально упростить и ускорить связанные с экспортом процедуры – фискальные, таможенные, административные, расширить ассортимент финансовых и нефинансовых услуг, в том числе через создание системы «единого окна», – пояснил суть изменений премьер Дмитрий Медведев.

По сравнению с прежней версией документа, одобренной более чем за год до этого, в новый план добавились несколько десятков поручений по упрощению процедур оформления экспорта, возврата НДС, валютного контроля, а также по развитию сети торгпредств России за рубежом. Например, «картой» запланировано снижение числа необходимых для пропуска товара через границу бумаг с нынешних девяти до четырех (то есть почти до уровня Сингапура). Наконец, в документ включен отдельный блок предложений по финансовой поддержке экспорта, в частности – о создании единого «центра кредитно-страховой поддержки».

Внесенный весной правительством в парламент законопроект как раз и касается данной инициативы. Ранее в составе Группы ВЭБ действовали ЭКСАР, оказывающий страховую поддержку экспортерам, и Росэксимбанк, предоставляющий госгарантии. Теперь они передаются в ведение нового центра, который, впрочем, также будет дочерней структурой ВЭБа. Объединение их активно обсуждалось еще в прошлом году. Сам по себе этот шаг позволяет «сочетать и страховое, и кредитное плечо», как говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Причем изначально обозначается задача поддержки несырьевого экспорта с акцентом на расширение участия во внешней торговле предприятий малого и среднего бизнеса. По мнению главного научного сотрудника Центра исследований международных отношений Финансового университета при правительстве РФ Валерия Абрамова, у многих из них существует экспортный потенциал, но они еще не имеют опыта выхода на зарубежные рынки и работы там, а потому нуждаются как в финансовой, так и в нефинансовой поддержке.

Помимо стандартных для подобного рода организаций нефинансовых функций (консалтинг, сопровождение сделок, проведение исследовательской работы), новый центр, как ожидается, будет представлять консолидированную позицию бизнеса в органах власти. Сейчас за экспортные ­процедуры отвечают сразу несколько ведомств. Например, выдачей лицензий на экспортные операции занимается Минпромторг, Минэкономразвития ведает деятельностью торгпредств, Минфин заключает договоры о предоставлении госгарантий, а ФТС осуществляет надзор в области таможенного дела. Крупные предприятия, имеющие длительный опыт работы на зарубежных рынках, научились проходить все процедуры сами. Однако для новичка, особенно для небольшого предприятия, это зачастую проблематично.

«Чего не хватает пока российскому экспорту, так это скоординированности. У нас достаточно институтов, но нет единой системы отношений, системы координат всех действий, всех предложений государственных, общественных объединений, бизнеса по продвижению российских проектов, товаров и услуг на внешние рынки», – рассуждает вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян. По его оценке, до 90% бизнесменов просто не знают, что происходит в сфере господдержки экспорта, и потому не имеют представления, как использовать этот механизм. Так что только тут уже скрыты огромные возможности по расширению экспорта.


Внешэкономбанк продолжает наращивать объемы финансовой поддержки экспортеров. В 2014 году ВЭБ предоставил кредитов в целях поддержки экспорта на общую сумму 16,6 млрд руб. Размер гарантийной поддержки экспорта превысил 70 млрд руб.

24 июня Совет Федерации одобрил правительственный закон о создании Российского экспортного центра на базе Внешэкономбанка. Согласно закону ВЭБ, Российский экспортный центр, ЭКСАР и Росэксимбанк совместно выполняют функции по осуществлению поддержки экспорта. При этом создаваемый Российский экспортный центр будет заниматься организацией финансовой, страховой, гарантийной и другой поддержки экспорта. Кроме того, он будет осуществлять информационную и консультационную поддержку экспортеров, российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за рубежом, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, а также российских и иностранных банков, которые оказывают финансовую поддержку указанным лицам. Предполагается, что Российский экспортный центр также будет содействовать выставочной, ярмарочной и маркетинговой деятельности за рубежом с целью продвижения российской продукции. Поправки в закон «О банке развития» существенно увеличат возможности ВЭБа по поддержке экспорта российской промышленной продукции. Закон принят под названием «О внесении изменений в закон «О банке развития» и статью 970 части второй Гражданского кодекса РФ». Закон вступит в силу после подписания Президентом РФ Владимиром Путиным со дня официального опубликования.


Председатель Правления
Росэксимбанка
ДМИТРИЙ ГОЛОВАНОВ:

Одна из сложностей для российских компаний, выходящих на международные рынки, заключается в дефиците инструментов экспортного финансирования. Менее 5% несырьевого экспорта покрывается банковскими кредитами. Остальные 95% – это компании, которые нуждаются в специализированных услугах, но не получают их. То есть спрос велик, нам есть куда расти, очевидна необходимость увеличивать долю банковских продуктов в общем объеме поддержки экспорта. По нашим оценкам, эти цифры измеряются десятками и даже сотнями миллиардов рублей.

Наша ключевая задача – финансовая поддержка экспорта. Росэксимбанк в качестве крупного института развития, встроенного в государственную систему поддержки, предоставляет кредитные продукты, обеспечивая при этом прозрачность системы и равный доступ к финансированию для всех российских компаний. Именно с этой целью мы значительно модернизировали продуктовую линейку, к традиционному для Росэксимбанка кредитованию иностранного покупателя отечественной продукции либо банка покупателя добавились разнообразные продукты для продвижения российского экспорта.

Что особенно важно в сложившейся сегодня экономической ситуации, мы предлагаем кредитование не только в долларах и евро (классические валюты для международных контрактов), но и в рублях, а также в валюте той страны, резидентом которой является приобретатель российской продукции. Тема развития взаиморасчетов в национальных валютах в целом весьма актуальна. Например, прогнозируемый товарооборот между РФ и КНР к концу года приблизится к 100 млрд долл., а в 2020-м достигнет 200 млрд против 89 млрд в 2013 году. При таких темпах уместно фиксировать взаиморасчеты в рублях и юанях. Идея широкого применения национальных валют в торговых и других расчетах внутри таких групп, как БРИКС и ШОС, поддерживается всеми странами-участницами. И это придаст импульс развитию новых, альтернативных правил игры в международной экономике.

Специализированные экспортно- импортные банки во многих странах являются эффективным инструментом развития новых сегментов экономики. В этом смысле Росэксимбанк также ориентирован на результат, мы будем уделять большое внимание поддержке предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию. Уже сейчас разработаны инструменты дополнительного стимулирования таких проектов, что позволит развить экспортный потенциал многих предприятий, освоить новые международные рынки и усилить позиции России.

Целевые ориентиры на 2018 год,
заданные «дорожной картой» поддержки экспорта:
– число организаций-экспортеров – рост в 1,6 раза к уровню 2011 года;
– стоимость экспорта промышленной продукции высокой степени обработки – рост в два раза к уровню 2011 года.


ВЕРНУТЬСЯ К ЛЕНТЕ