Корпоративный журнал Внешэкономбанка

Банк развития

Технология развития Востока

За последнее десятилетие на востоке России реализовано немало крупных инвестиционных проектов. Благодаря им Дальний Восток из депрессивной территории, откуда люди мечтают перебраться «на материк», начинает превращаться в территорию опережающего развития. Внешэкономбанк в этом процессе трансформации принимает самое активное участие.

Экономический рост вряд ли возможен без современной транспортной инфраструктуры. Тем более, если речь идет о Дальнем Востоке с его обширной территорией, составляющей 6169 тысяч кв. км (более 36% территории России), и географическим положением, позволяющим развивать связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Ворота в Азию

Летом 2015 года исполнилось три года с того момента, когда новый пассажирский терминал международного аэропорта Владивосток (МАВ) принял первых пассажиров. Ими стали делегации стран – участниц форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, приехавшие в столицу Приморья на саммит в 2012 году. Терминал для региона уникален. На Дальнем Востоке подобных объектов по уровню комфорта, безопасности и технической оснащенности не было. Его стоимость составила 7,6 млрд рублей, причем 2,3 млрд рублей были выделены Внешэкономбанком (ВЭБ). Воздушная гавань приморской столицы соответствует международным стандартам и способна принимать любые самолеты гражданской авиации. Благодаря внедрению современных технологий время регистрации одного пассажира и его багажа составляет полторы минуты, предполетный досмотр – полминуты. В аэровокзале позаботились о самых разных категориях пассажиров. Здесь предусмотрены вместительные комнаты для пассажиров с детьми, а также маломобильных групп. Имеются залы повышенной комфортности и VIP-зона для деловых делегаций. С появлением нового комплекса у аэропорта Владивостока расширилась и маршрутная сеть. Рейсы выполняются по более чем 30 внутренним и международным направлениям. Владивостокский аэропорт включен в расписание таких зарубежных перевозчиков, как Air Koryo, Аsiana Airlines, Philippine Airlines, China Southern и Uzbekiston Havo Jullari.


В 2014 году аэропорт обслужил 1,7 млн пассажиров, однако в перспективе гавань способна принять более 3,5 млн. пассажиров. У аэропорта есть потенциал стать ключевым российским аэропортом на Дальнем Востоке, который будет перераспределять региональные пассажиропотоки на пути между Азией и Европой. Еще один успешный проект в сфере транспорта на Дальнем Востоке – строительство в бухте Мучка близ Ванино балкерного терминала, чьим владельцем является «Сибирская энергетическая угольная компания» (СУЭК). Благодаря его созданию угольщики получили удобный уход к морю и сумели заметно нарастить объем реализуемой на экспорт продукции. Строительство терминала стоимостью более 11 млрд рублей, 1,5 млрд из которых было инвестировано ВЭБом, завершилось в 2008 году. А уже через пять лет возник вопрос о расширении его мощностей. Сегодня терминал перерабатывает 12 млн тонн угля ежегодно. Однако угольщики говорят о необходимости удвоить пропускную способность портового комплекса. В СУЭК решение о создании собственного порта объясняют дефицитом перегрузочных мощностей на Дальнем Востоке. Решив эту проблему, компания одновременно снизила издержки на логистику и нарастила объемы перевалки грузов. «Начинали с двух-трех марок угля, а сегодня на складах терминала может быть уже 12 марок. Тем самым увеличиваем число своих клиентов», – сообщили в пресс-службе СУЭК со ссылкой на исполнительного директора ЗАО «Дальтрансуголь» (управляющая терминалом компания) Владимира Шаповала.

Центр леса

Помимо транспорта, стратегическую роль в экономике региона играет сырьевой сектор. Например, добыча и переработка леса. Сегодня лесной фонд региона составляет около 500 млн га, а запасы древесины, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, – более 20 млрд куб. м. Лидером лесозаготовки является Хабаровский край. На его долю приходится примерно 40% производства. Неслучайно именно здесь родилась идея создания Дальневосточного центра глубокой переработки древесины. 

Ее инициатором выступил холдинг Russia Forest Products (RFP Group). Группа объединяет ОАО «Дальлеспром», ЗАО «Флора» и ряд других крупнейших лесозаготовительных предприятий. RFP Group обеспечивает около 10% всего российского лесного экспорта в Китай и около 15% – в Японию. Ежегодный объем заготовки древесины у RFP Group превышает 2,4 млн куб. м.

В 2009 году краевые власти вместе с ОАО «Дальлеспром» выбрали площадку для создания центра глубокой переработки – Амурск, город-спутник Комсомольска-на-Амуре. На первом этапе в проект было инвестировано 9,8 млрд рублей, из которых 5,7 млрд выделил ВЭБ. Спустя три года, в 2012 году, в Амурске была введена линия по производству лущеного шпона с ежегодной мощностью 300 тыс. куб. м. На втором этапе планируется расширить производство. Планируется строительство завода по выпуску 230 тыс. куб. м сухих пиломатериалов и 50 тыс. куб. м древесно-стружечных плит в год. Стоимость реализации этого проекта 7,1 млрд рублей, участие ВЭБа – 3,2 млрд рублей. Завершение проекта запланировано к 2018 году. К этому моменту в Амурске будет создан целый комплекс современных лесообрабатывающих предприятий. О социально-экономических последствиях реализации этого проекта в местной прессе рассказал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт: «Для нас самое главное – создать рабочие места. После окончания проекта здесь должно быть создано более пяти тысяч рабочих мест. Почти 400 млн рублей налогов только в краевой бюджет должно поступать после того, как мы полностью запустим предприятие в работу. Сегодня здесь установлено современнейшее оборудование, сюда пойдут работать молодые люди. Нужно, чтобы они были востребованы, здесь работали и не уезжали из Амурского района. Много лет район и город были в депрессивном состоянии, люди уезжали, забивали окна досками. Теперь ситуация меняется, квартир свободных не найти. Это как раз результат работы предприятия».

 

Больше бензинов хороших и разных

Новации внедряются и в сфере переработки углеводородов. На это направлена генеральная реконструкция основного актива «Независимой нефтегазовой компании» (ННК) – Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. Предприятие занимает 40%-ную долю на рынке нефтепродуктов региона. Поставки идут не только в оптовую и розничную сеть, но и для предприятий ЖКХ, программ Минобороны РФ, а также на экспорт. За счет реконструкции завод увеличил прием нефти (с 5 млн до 6 млн тонн) и глубину ее переработки (до более чем 90%). Благодаря же подключению в конце августа 2015 года предприятия к нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан, что стало заключительным этапом модернизации завода, по словам гендиректора АО «ННК – Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» Сергея Скуридина, повысил надежность поставок и оптимизировал финансовые затраты. В модернизацию предприятия ННК инвестировала более 39 млрд рублей из которых 11,1 млрд выделил ВЭБ. Благодаря этому завод расширил выпуск светлых нефтепродуктов. Освоил выпуск автобензинов и дизтоплива, соответствующих экологическому стандарту «Евро5», авиакеросина международного стандарта Jet A-1. «Наш потребитель будет осознавать, что, пользуясь своим автомобилем, он не вредит экологии. Кроме того, продукция класса «Евро-5» продлевает срок службы машины», – подчеркнул Сергей Скуридин. Еще одно важное последствие модернизации – снижение нагрузки на окружающую среду.

Набрали высоту

Масштабным проектом в машиностроении, не только в дальневосточном, но и общероссийском масштабе, стало создание семейства российских самолетов Sukhoi Superjet 100. Еще в 2005 году ВЭБ и ряд других государственных банков при поддержке государства заключили соглашение о сотрудничестве с холдингом «Сухой» по финансированию постройки отечественного регионального лайнера на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Банк развития инвестировал в создание отечественного авиалайнера 63,8 млрд рублей. А всего в новый самолет было вложено более 155 млрд рублей. Благодаря административной и финансовой поддержке новый лайнер выполнил свой первый полет уже в 2008 году. Через три года развернулось серийное производство. В 2012-м было изготовлено 12 самолетов, в 2013-м – 25, в 2014-м – около 40. Сегодня, как утверждают в пресс-службе «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), мощности Комсомольского авиазавода позволяют выпускать более 50 машин в год. Но при реализации подобных проектов важно не только построить самолет. Необходимо убедить клиентов и создать условия для того, чтобы они приняли решение о покупке новой машины.

Сегодня покупателями Sukhoi Superjet 100 в России являются такие авиакомпании как «Аэрофлот», «Газпром авиа», «Якутия», «Центр-Юг», Red Wings и другие. «После более чем двух лет эксплуатации Sukhoi Superjet 100 в экстремальных климатических условиях северного региона, постоянного взаимодействия с производителем и внесения совместных предложений по усовершенствованию эксплуатации самолета специалисты нашей авиакомпании признают авиалайнер перспективной машиной для развития парка воздушных судов», – прокомментировали собственный опыт эксплуатации машины в авиакомпании «Якутия».

Sukhoi Superjet 100 вышел уже и на мировой рынок. На августовском авиасалоне МАКС-2015 представители ВЭБа, «Объединенной авиастроительной корпорации» и ГСС подписали меморандум о сотрудничестве, который предусматривает организацию финансирования поставок десяти лайнеров мексиканской авиакомпании Interjet (в дополнение к первой партии в 20 Sukhoi Superjet 100, которая была закуплена ранее). Кроме того, основанный при участии структуры ВЭБа Российско-китайский инвестиционный фонд будет содействовать в создании лизинговой платформы для продвижения Sukhoi Superjet 100 на рынке Китая.

Логика движения

Еще один крупный проект, реализованный при поддержке Банка развития, связан с открытием в регионе первого автосборочного производства. В начале 2000-х годов в России начался бум строительства автозаводов зарубежных брендов. Большинство из них открывалось в европейской части страны. Доставка же запчастей для авто японских и южнокорейских брендов в этом случае – всегда было и остается непростой задачей. Особенно когда конъюнктура не самая благоприятная. Использовать выгодное географическое положение, развернув производство во Владивостоке, решила компания Sollers. С 2005 по 2009 год производитель занимался выпуском корейских внедорожники SsangYong на производственной площадке в Набережных Челнах. В 2008 году начался финансовый экономический кризис, который заставил искать способы сокращения издержек. Переезд на Дальний Восток и сокращение транспортного плеча между южнокорейскими и российскими производителями как раз и должны были помочь справиться с финансовыми сложностями.

Для того чтобы перевезти производство во Владивосток компании потребовались «длинные» деньги. И, как говорят в Sollers, условия ВЭБа оказались самыми выгодными. На организацию производства во Владивостоке ВЭБ предоставил кредит 3,1 млрд рублей. В сжатые сроки, буквально за год, на площадке бывшего «Дальзавода», где во время СССР ремонтировались военные корабли и подводные лодки, была развернута сборка автомобилей. Проект, как признаются в Sollers, окупился буквально за 18 месяцев. Позже была организована крупноузловая сборка моделей SsangYong, начала работать новая линия для Mazda CХ-5 и Mazda 6. А когда встал вопрос об организации сборки Toyota Land Cruiser Prado, компания вновь обратилась к ВЭБу за деньгами. Кредит в 556 млн рублей позволил развернуть производство люксовых внедорожников. Всего с 2009 года на создание автосборочного производства на Дальнем Востоке Sollers потратил 8,8 млрд рублей. И больше половины из них – 4,9 млрд рублей – инвестировал ВЭБ.

Сегодня у автопроизводителей вновь непростые времена. Падение объемов продаж требует сокращения издержек. «Наше географическое положение действительно является уникальным с точки зрения логистики. Это является нашим стратегическим преимуществом на протяжении всего существования компании, – рассказывает пресс-секретарь «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» Мария Александрова. – В своей деятельности наша компания ориентируется на существующий спрос. Если мы обратимся к ежемесячным отчетам Ассоциации европейского бизнеса, то увидим, что, например, в августе 2015 года продажи новых легковых автомобилей в России сократились на 19,4%. И в целом по году прослеживается общий спад рынка, поэтому мы не можем отрицать влияние данного фактора на объем производства».

Тем не менее в Sollers ищут нестандартные решения в ответ на экономические трудности. Так, например, в рамках Восточного экономического форума компания договорилась с автоконцерном Mazda о запуске производства двигателей в России.

Судя по результатам Восточного экономического форума и поручениям Президента РФ Владимира Путина по его итогам, Дальний Восток в ближайшие годы будет на особом счету у руководства страны. А значит, вслед за этими проектами начнется реализация других. Так, например, как рассказали журналу «Банк развития» в Министерстве развития Дальнего Востока, в августе 2015 года в правительстве РФ состоялось заседание подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе. По ее итогам стало известно об утверждении еще трех инвестиционных проектов: сооружение мостового перехода через реку Амур Нижнеленинское – Тунцзян (КНР), разработка месторождений золота и серебра Аметистовое и Барньевское на Камчатке и строительство современного комплекса по утилизации твердых бытовых отходов на Сахалине. Средства на их реализацию планируется выделить из Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона (дочерняя компания ВЭБ). «Сегодня этот Фонд включен в единую систему институтов развития Дальнего Востока и фактически приступил к своей полноценной деятельности. Процедура получения финансирования с его стороны удобна и прозрачна. Мы ожидаем, что этот институт развития окажет существенное влияние на поддержку и реализацию инвестпроектов и станет катализатором по привлечению инвестиций», – заявили журналу в Министерстве Министерстве развития Дальнего Востока со ссылкой на первого заместителя министра Александра Осипова.

Павел Усов

ВЕРНУТЬСЯ К ЛЕНТЕ