Корпоративный журнал Внешэкономбанка

Банк развития

Портфель технологий

Как ВЭБ поддерживает инновационные проекты России.

На левом берегу реки Кама в городе Набережные Челны выросли корпуса научного предприятия. Это производитель синтетического сапфира «Кама Кристалл Технолоджи». Того самого инновационного материала, который используется как защитное покрытие дисплеев мобильных устройств, стекол в оптической и часовой промышленности и медицинских имплантатов. В 2014 году Внешэкономбанк выделил 4,5 млрд рублей на расширение производства компании. Сегодня «Кама Кристалл Технолоджи» является одним из мировых лидеров на рынке синтетического сапфира.

Это далеко не единственный проект в области высоких технологий в портфеле Банка развития. Всего он поддерживает сейчас 47 инновационных проектов общей стоимостью 1,3 трлн рублей. При этом одобренный объем участия ВЭБа составляет почти половину от этой суммы – 605,2 млрд рублей.

Доля инновационных проектов в кредитном портфеле банка достигает 30%. В сфере его интересов самые разные области – оборонно-промышленный комплекс, авиастроение, медицинская техника и фармацевтика, ракетно-космический комплекс, электронная промышленность, двигателестроение.

С космическим размахом

Инновации – это одна из первых ассоциаций всего, что связано с космосом. Исследования околоземного пространства открыли для человечества новые возможности, но одновременно потребовали прорывных научных и технических решений. Одно из них предложил национальный оператор спутниковой связи глобального покрытия ФГУП «Космическая связь».


После окончания срока службы космического аппарата предыдущего поколения «Экспресс АМ1» предприятие, более 40 лет специализирующееся на эксплуатации систем связи, разработало и запустило новый спутник «Экспресс-АМ7». Его задача – обеспечивать бесперебойную работу систем специальной связи в интересах госструктур, в том числе подвижных сетей президентской и правительственной связи. Также он предназначен для трансляции телевизионных пакетов, предоставления услуг фиксированной спутниковой связи.

Большую часть проекта профинансировал ВЭБ. На создание нового телекоммуникационного спутника Банк развития выделил 8,1 млрд рублей при общей его стоимости в 11,1 млрд рублей. Весной этого года «Экспресс-АМ7» вывели ракетой-носителем «Протон-М» на орбиту. После этого бортовые системы привели в эксплуатационную конфигурацию и космический аппарат разместили в штатной орбитальной позиции 40 градусов восточной долготы. Зоны обслуживания «Экспресс-АМ7» охватывают Россию, Европу, Ближний Восток, Африку южнее Сахары, а также Южную Азию. «Начало работы данного аппарата – очередной большой шаг к полному устранению информационного неравенства между нашими согражданами и повышению стабильности работы всей системы телерадиовещания Российской Федерации. Также предоставляемый ресурс позволит нашему подведомственному предприятию (ФГУП «Космическая связь») повысить эффективность работы в новых экономических условиях», – отметил руководитель Россвязи Олег Духовницкий.

Первым делом самолеты

К инновационным программам ВЭБа относится и финансирование проектов в сфере авиастроения. Это одно из наиболее важных направлений работы, учитывая накопившееся в предыдущие годы отставание российских производителей от зарубежных конкурентов.

По технической оснащенности и разнообразию модельного ряда советский воздушный флот, особенно образца 1950–1970-х годов, как минимум не уступал западному. Согласно архивным сведениям, отечественная авиапромышленность в год выпускала более 150 магистральных, региональных и грузовых самолетов только в гражданском секторе. Все успехи перечеркнул распад СССР. Последовавший за ним крах финансовой системы оставил авиацию без оборотных средств и фондов развития и, как следствие, без новых разработок.

Первый гражданский самолет, сконструированный в новейшей истории России, поднялся в небо только в 2008 году. Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), проект компании «Гражданские самолеты Сухого», – это ближнемагистральный лайнер, построенный с использованием новейших авиационных технологий. Например, применение концепции Human Centered Design позволило оптимизировать размещение рычагов управления и приборного оборудования таким образом, что завершить полет можно силами одного пилота даже в случае внештатной ситуации. Дополнительный выигрыш в топливной эффективности, а также высокая безопасность полета достигаются за счет оптимального пилотирования самолетов в автоматическом режиме и защищенности системы управления полетом от случайных ошибок. Каждый лайнер оснащается новыми двигателями SaM146, разработанными компанией PowerJet. Особое внимание уделено ремонтопригодности агрегатов. Так, в модульной конструкции двигателя количество компонентов сокращено на 20%, что обеспечило сокращение стоимости и значительно упростило обслуживание. SSJ 100 соответствует самым жестким требованиям Международной организации гражданской авиации ICAO по уровню шума и эмиссии вредных выбросов. Проект последовательно поддерживается ВЭБом. Так, на недавнем автосалоне МАКС-2015 при участии Банка развития был подписан целый ряд соглашений, касающихся поставок лайнера на зарубежные рынки.

Продвинуть российскую военную авиацию вперед, и тоже не без участия ВЭБа, может запуск в серию сверхманевренного многофункционального истребителя ­Су-35 – проекта «Компании «Сухой». Самолет оборудован новым комплексом авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, ­радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых целей, а также двигателями с увеличенной тягой. Сборка лайнера осуществляется в Комсомольске-на-Амуре на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина. Общая стоимость проекта составляет $470 млн, две трети суммы ($306 млн) предоставил Банк развития.

Курс в небо

Всего в сфере авиастроения при содействии ВЭБа сейчас реализуется 16 инновационных проектов на 546 млрд рублей. В двух таких инвестпроектах заемщиком выступает компания «Вертолеты России».

Произведенный ею вертолет Ка-226Т – это новейший отечественный аппарат, отвечающий самым жестким требованиям по безопасности. Он оснащен двумя двигателями, не теряет летных качеств в условиях турбулентности, в жару и в высокогорьях, но самое главное – он многофункционален. Ка-226Т построен по модульной схеме и продается в разных модификациях: пассажирской, транспортной, медицинской, спасательной – в зависимости от того, что нужно клиенту. В обычной версии эта машина может перевозить до семи пассажиров, дальность полета – до 500 км, крейсерская скорость – 220 км/ч. Есть и VIP-комплектация вертолета. В этом случае его салон рассчитан на четырех пассажиров, отделан высококачественными материалами и дополнен специальным медиаоборудованием. ВЭБ выделил на создание вертолета 2,4 млрд рублей.

Для аппарата открыты рынки сбыта как в России, так и за рубежом. Так, в мае этого года «Вертолеты России» выиграли с этой моделью миллиардный контракт в Индии. Совет по оборонным закупкам страны рекомендовал Правительству РФ приобрести 200 Ка-226Т с условием их сборки по лицензии на местных заводах.

Еще 3 млрд рублей ВЭБа были инвестированы в проведение опытно-конструкторских работ и создание многоцелевого вертолета Ка-62, выполненного по одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном оперении. Это вертолет нового поколения в промежуточном классе 6,5 тонн грузоподъемностью до 2 тонн внутри транспортной кабины (2,5 тонны на внешней подвеске) с возможностью перевозки до 12 пассажиров. По своим летно-техническим и эксплуатационным характеристикам, как обещают разработчики, вертолет будет отвечать российским, европейским и американским стандартам и составит конкуренцию ведущим зарубежным производителям на внутреннем и мировом рынках. Убедиться в этом можно будет уже через несколько лет. Опытно-конструкторские работы по проекту, как ожидается, продлятся до 2017 года. Данный проект еще и иллюстрация того, как инновационная разработка может быть катализатором научных изысканий в смежных областях. Так, нынешней осенью ученые Дальневосточного федерального университета презентовали робота, который будет использоваться для сборки вертолета Ка-62. «В современной авиации очень много неметаллических материалов и очень много полимерных композиционных, они имеют много преимуществ, но при этом их сложно обрабатывать. Поэтому здесь мы пытаемся заменить людей на автоматические механизмы», – рассказал заведующий кафедрой технологий промышленного производства университета Константин Змеу.

Без него не полетит и не поедет

Где транспорт, там должны быть и двигатели. С 2011 года ВЭБ финансирует техническое перевооружение научно-производственной базы ведущего отечественного разработчика газотурбинных двигателей – санкт-петербургского предприятия «Климов» (входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации»).

Это завод с богатыми традициями: еще в начале прошлого века здесь делали силовые агрегаты для первого в мире серийного многомоторного пассажирского самолета «Илья Муромец». Сегодня открывается новая страница в истории завода – идет строительство новых производственных и административных корпусов, инженерной инфраструктуры, внедряется современное высокотехнологичное оборудование.

На реализацию модернизационного проекта ВЭБ выделил 5 млрд рублей. После завершения всех работ время разработки новых изделий сократится до трех-четырех лет, внедрение в серийное производство – до двух лет, а производительность труда из расчета на одного рабочего вырастет. Инновационные разработки и материалы повышают экономическую эффективность как на производстве авиационных агрегатов, так и отдельных к ним деталей. При финансовой поддержке ВЭБа сегодня полным ходом идет строительство нового производственного комплекса в Першинском филиале НПО «Наука». Туда же, на территорию компании в поселке Першино во Владимирской области, перенесут производство с ­московских площадок. Локализация поможет в разы снизить издержки и, как ожидается, улучшит конкурентоспособность предприятия.

Впрочем, пока это только примерные выкладки, чего не скажешь о другом проекте – в Ярославле. При финансовой поддержке Банка развития на базе местного моторного завода «Автодизель» уже организовано производство нового семейства двигателей ЯМЗ-530 с мощностным диапазоном 100–315 лошадиных сил. Жизненный цикл этого двигателя, как сообщается разработчиком, составляет не менее 20–25 лет; что не менее важно, агрегат соответствует высоким экологическим стандартам «Евро-4», «Евро-5». К тому же локализация производства обеспечит более низкую себестоимость изделий по сравнению с импортными аналогами. А любое снижение издержек – дополнительный плюс в копилку отечественного автопрома, который станет основным потребителем новой разработки.

Поддать газу!

У российского автомобилестроения проблемы не оригинальны. Без достаточного финансирования нет новых разработок, производство устаревает, спрос падает. Конкуренция с иностранными производителями не выдерживается и не будет без инновационных решений и притока средств в отрасль. С последним отечественному автопрому в последние годы взялось помогать государство. Под занавес 2012 года на заседании наблюдательного совета ВЭБа Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о финансовой поддержке банком программы развития крупнейшего отечественного автопроизводителя – компании «АвтоВАЗ». «Программа направлена на модернизацию сборочных линий, выпуск новых моделей автомобилей. Общая ее стоимость составляет 177 млрд рублей, из них вклад ВЭБа будет около 60 млрд», – отметил тогда Премьер-министр РФ.

Заемные средства, как договорились стороны соглашения, ВЭБ предоставит сроком на 10 лет, а ставки по кредитам будут определяться для каждого конкретного проекта. Тут надо отметить, что развитие «АвтоВАЗа» рассматривается не как один глобальный план, а как целый комплекс проектов. Причем перед выделением средств каждый из них будет проходить комплексную экспертизу. «Ставки будут рассматриваться в контексте каждого инвестиционного проекта с учетом долговой нагрузки ­«АвтоВАЗа», условий заимствования ВЭБа на внутреннем и внешнем рынках и субсидирований процентных ставок, которые Правительство РФ выделяет на инвестиционные проекты автопрома», – сообщил после подписания соглашения глава ВЭБа Владимир Дмитриев.

К новым высотам

Пока программа «АвтоВАЗа» находится только в начале пути, и ждать ощутимого эффекта придется как минимум еще пару лет. Зато как распорядились кредитами Банка развития в некоторых отраслях тяжелой промышленности, можно увидеть уже сейчас или по крайней мере в ближайшее время.

В Красноярском крае готовятся к долгожданному открытию – запуску производства на новом Богучанском алюминиевом заводе. По проектной мощности он займет первое место в районе Нижнего Приангарья и третье в России. Ежегодно завод будет выпускать 588 тысяч тонн первичного алюминия. «Богучанский завод – это очень технологичный и современно оснащенный проект, тут используются лучшее в мире оборудование и передовые научные разработки. Благодаря ему Красноярский край получит серьезную прибавку в объеме промышленного производства, а сам завод станет мощным катализатором развития всего района», – заявил после визита на площадку летом нынешнего года и проверки готовности объекта губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.


Проект такого масштаба, естественно, удовольствие не из дешевых. Общая его стоимость составила 66,5 млрд рублей. По кредитному соглашению с «Богучанским алюминиевым заводом» ВЭБ выделил 21,9 млрд рублей. Кстати, еще 28,1 млрд от Банка развития поступило на завершение строительства Богучанской гидроэлектростанции с установленной электрической мощностью 3 ГВт. Дело в том, что завод и станция – это составные части Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО), уникального совместного проекта компаний «РУСАЛ» и «РусГидро». Вместе они образуют производственный комплекс, в рамках которого энергоемкое производство алюминия обеспечивается собственной генерацией, а ГЭС получает гарантированного крупного потребителя. По схожему принципу строились крупные сибирские гидроэлектростанции в бытность СССР. В новейшей истории России такой проект реализуется впервые. И алюминиевый завод, и гидроэлектростанция входят в федеральную программу развития Нижнего Приангарья, цель которой – реализация промышленного потенциала территорий.

Между тем в химическом комплексе по производству минеральных удобрений в городе Менделеевске (Республика Татарстан) первые результаты уже получены. В 2009 году Банк развития утвердил свое участие в проекте в сумме $350 млн (общая стоимость – порядка $1,5 млрд). Летом этого года в комплексе «Аммония» получили два из трех предусмотренных проектом продуктов – жидкий аммиак и метанол. Тогда же руководство компании сообщило о высокой степени готовности установки по производству карбамида и завершении пусконаладочных работ. Когда строительство будет полностью завершено, завод сможет выпускать 717 тысяч тонн аммиака и карбамида, 230 тысяч тонн метанола и 380 тысяч тонн аммиачной селитры в год.

Еще один проект ВЭБ поддержал в соседней Казани. Здесь создается производство современных полимерных материалов. Новый завод будет выпускать весь спектр кремнийорганических веществ, используемых в авиастроении, судостроении, нефтехимической и электронной промышленности. Инициатор проекта – «Казанский завод синтетического каучука», заемщик – компания «КЗСК-Силикон». К слову, большая часть предоставленных ВЭБом заемных средств – 8 млрд рублей – предназначается для закупки отечественного оборудования. А в рамках выполнения работ планируется привлечение российских подрядчиков.

Мы рассказали лишь о части инновационных проектов национального Банка развития. Согласно модернизационному сценарию Стратегии развития ВЭБа на период 2015–2020 годов планируется существенно повысить его роль в реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе проектов в сфере инноваций. Только за последние 15 месяцев были приняты решения о финансировании 26 инновационных проектов общей стоимостью порядка 200 млрд рублей, из которых объем участия ВЭБа – 170 млрд рублей. А это значит, что банк будет продолжать наращивать долю инновационных проектов в своем кредитном портфеле.

Мария Хлопотина


ВЕРНУТЬСЯ К ЛЕНТЕ